Главная » Православная страничка 2 » Серафимо-Дивеевский

Дивеево. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.





____________________________________________________________________________________________________

Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь расположен в Нижегородской области в 24 верстах от города Ардатова и в 12 верстах от Саровской пустыни, близ села Дивеева, на берегу реки Аомовки. Первоосновательницей обители была помещица Владимирской губернии Агафея Симеоновна Мигульнова, в иночестве Александра (+ 13 июня 1789 года).

001  028  002

В середине XVIII века богатая помещица из Рязани Агафья Мельгунова странствовала по России в поисках места, где можно было бы основать монастырь. По пути в Саровский монастырь она остановилась в Дивеево. Там и возникла первая женская община, основанная в 1767 году вдовой полковника Мельгунова и названная Казанской, по имени находящейся в селе церкви. Мать Александра стала первой начальницей общины и управляла ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия.

003  031  004

С 1825 года, после смерти последнего, по его завещанию, общине стал помогать преподобный Серафим Саровский. Вскоре появилась и вторая - Мельничная община, а в 1842 они объединились в одну Серафимо-Дивеевскую общину, которая в 1861 году была преобразована в Серафимо -Дивеевский монастырь в честь преподобного Серафима Саровского. Серафимо-Дивеевский монастырь Серафим опекал всю свою жизнь, обитель стала его духовным детищем. Верховной игуменьей монастыря почиталась сама Богоматерь, а все настоятельницы считали себя только её наместницами.

005  027  006

Святой Серафим родился в городке Курске с 19 на 20 июля 1759 года. Ребенка нарекли Прохором в честь одного из 70 апостолов. Его родители - Исидор и Агафия Мошнины, принадлежали к купеческому сословию. Исидор Мошнин имел свои кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика строительством каменных зданий. Незадолго до смерти он взялся построить по чертежу зодчего Растрелли новый каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

007  029  008

В 1762 году Исидор умер, когда готова была уже нижняя церковь во имя преподобного Сергия. Боголюбивая вдовица Агафия продолжала труды мужа по строительству Сергиевского храма, верхняя церковь которого была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

009  030  010

Не книжными только словами, но и всей  своей Богу угодной жизнью поучала она сына благочестию и страху Божию. И благодать Божия была на младенце, с ранних лет охраняющая его. В семь лет он упал с верха колокольни церкви во имя Сергия Радонежского, которую строили его родители, но чудом оказался невредим. Местный юродивый предрек: "Блаженна ты, вдовица, имея сие детище, ибо будет оно крепким предстателем пред Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир".

011  032  012

Три года спустя Серафим тяжело заболел, на выздоровление не оставалось надежд. В это время Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица, обещая исцелить его. Мальчик тотчас проснулся и пересказал увиденное матери. На следующий день праздновалось прославление иконы Знамения Божьей Матери. По улице, где стоял дом вдовы Мошниной, двигался крестный ход. Ночью прошел дождь, и, чтобы избежать глубоких луж и грязи, крестный ход с чудотворным образом направился на соседнюю, мощеную улицу и избрал себе путь как раз через двор вдовы Мошниной. Увидев входящих во двор с молитвенным пением людей, а затем прямо под окнами чудотворную икону, несчастная мать подхватила умирающего Прохора на руки, спустилась с ним с крыльца и поднесла мальчика под осенение Матери Божьей. С этого часа Прохор начал быстро поправляться и вскоре исцелился. Так исполнилось обещание Царицы Небесной.

013  035  014

Выучившись грамоте, Прохор полюбил чтение Священного Писания и душеполезных книг.  Вскоре Прохор стал размышлять о монастырской жизни и, наконец, спросил у матери совета, не пойти ли ему в монастырь. Мать не только не испугалась его слов, не только не рассердилась, но с великой радостью восприняла эти слова. Агафия решила отпустить младшего сына. Взяв с собой простой крест, Прохор сохранил его до конца дней своих, нося открыто на груди.

015  033  016

Прохор отправился сначала в Киев, где в Китаевской пустыни, от старца Досифея Прохор получил благословение на поступление в монастырь и отправился Саровскую обитель. Саровская пустынь была основана на холме при слиянии рек Сатиса и Саровки, на месте, где в XIV веке, по преданию, находился древний татарский город Сараклыч. Ещё задолго до основания обители на этих лесных дебрях селились пустынножители, ископавшие себе в недрах горы несколько пещер.

017  034  018

Прохор Мошнин прибыл сюда 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы. Первое послушание Прохор проходил под руководством монастырского казначея отца Иосифа, чем заслужил всеобщую любовь и уважение.
Позже он был назначен будильщиком в обители: поднимал братию на рассвете к богослужению.

019  038  020

Прошло 8 лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил свое новое имя Серафим. То есть, в переводе на русский - Пламенный.

021  022

078

 В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, постился, читал священные книги, перечитывал Евангелие святоотеческое писание, ежедневно долго молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.

023 Игуменский корпус  024

077
 
Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники. В келии для себя они ничего не нашли и в великой злобе покалечили старца. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их.

025  026

076

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года.

036  037

075

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. Ко всем приходящим к нему обращался словами "Радость моя!". Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

039  040

074

В конце ранней литургии 2 января 1833 года отец Серафим был найден в своей келье почившим в молитвенном коленопреклоненном положении. Старца схоронили на выбранном им месте у стены Успенского собора, в приготовленном им задолго до смерти дубовом гробе. На грудь его по завещанию положили ему финифтяное изображение Преподобного Сергия. Впоследствии над гробом его был поставлен памятник, а в 1861 году построена часовня со стеклянными стенами.

041  042

073

Канонизация отца Серафима была проведена по постановлению Святейшего Синода, с одобрения Государя Николая II 19 июля (1 августа) 1903 года.

043  044

070

Преподобный Серафим Саровский ещё при жизни провидел, что будет прославлен в своей святости, провидел даже время года, когда он будет прославлен лето: "У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!" Так и случилось - обретение и перенесение мощей святого состоялось 19 июля (1 августа) 1903 г. при огромном стечении народа. Но в этом же пророчестве предвидел преподобный старец и многие мучения, которым подвергнется Россия: "Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет… такая скорбь, что от начала мира не было!. Ангелы не будут поспевать принимать души!" При этих словах из глаз старца текли слезы…

045  046

069

В декабре 1920 года мощи преподобного Серафима Саровского по решению президиума Тамбовского Губисполкома были изъяты из монастыря. Их отвезли в Москву и впоследствии они оказались в Казанском соборе Ленинграда, где коммунистами был устроен музей религии и атеизма.

047  048

068

В 1927 году Саровский монастырь был закрыт и paзорен. Все святыни монастыря - чудотворная икона «Живоносного источника», гроб-колода, в котором 70 лет покоилось тело св. Серафима, кипарисовый гроб, в котором хранились мощи, и другое - все было спалено в кучу и сожжено. Разрушили часовню над могилой преподобного Серафима, засыпали родник, вход в пещеры забетонировали, разобрали ограду монастыря, обезглавили колокольню. В Успенском соборе был устроен гараж, а в 1950-е годы его взорвали. Был взорван и собор «Живоносного Источника», а всего из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Имущество и библиотека монастыря тоже были разграблены, а частью уничтожены, а спустя 10 лет закрыта была и Казанская церковь. Однако прихожане вынесли Казанскую икону Божией Матери и в праздники шли с ней крестным ходом, занося из дома в дом. Церковь скоро была почти полностью разрушена.

049  050

067

Восстановление монастыря в 80-е годы прошлого века началось с того, что к обычному жилому дому был пристроен алтарь и построена колокольня. Новоявленную церковь освятили и в неё внесли иконописный портрет преподобного Серафима Саровского. В 1989 году общине вернули Троицкий собор.

051  052

066
 
 В 1990 году, в декабре месяце, началась передача Церкви Казанского собора епархии, и при освобождении запасников музея были найдены мощи святого Серафима Саровского. 11 января 1991 года они официально были переданы Русской Православной Церкви, а 30 июля 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского прибыли в Дивеево и положены в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Специально созданная патриаршая комиссия установила их несомненную подлинность.

053  054

065

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Богоматери «Умиление», завещанная монастырю преподобным Серафимом Саровским. Он называл эту икону «Радость всех радостей». Перед этой иконой преподобный постоянно молился, перед ней он и скончался. После того как коммунисты ликвидировали Дивеевский монастырь, чудотворная икона была спасена сестрами монастыря, её бережно хранили и вновь вернули в обитель после её восстановления.

055  056

064

Ныне обитель насчитывает более 400 насельниц и служит местом постоянного паломничества. Одной из главных святынь монастыря является Святая Канавка. В 1825 году преподобному Серафиму Саровскому явилась Богородица и повелела основать вторую женскую общину (одна уже была), обнести её канавкой и земляным валом. Что и было сделано. Канавку вырыли вдоль тропы, по которой шла Богородица. В конце Канавки установили колокольню.

057  058

063


При монастыре гостиница для богомольцев, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют с двухклассной школой для девочек — сирот. В монастыре находится завод церковных свечей, фабрика черных монашеских материй для мантий и ряс и множество мастерских: иконная, киотная, чеканная (для чеканки иконных риз), церковных облачений, шитья по золоту, кружевная, вязальная, столярная, типография, литография, фотография, метахромотипия (особый способ получения литографским путем цветных изображений и перенесения их на другие предметы). Имеются пасеки, сады и большое сельское хозяйство с мукомольной мельницей. Все работы, кроме конного двора, производятся только трудом сестер, которые разделяются на более чем 70 «послушаний», каждое во главе с опытной «манатейною» монахиней. Искусство иконописи, а также занятия метахромотипией и фотографией доведены здесь до высокой степени совершенства. Монастырь имеет подворье в Нижнем-Новгороде.

059  060

062

071  072

061



Какую ещё тематику Вы хотели-бы видеть на моём сайте. Напишите в комментариях.


Случайная фраза

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЖЕНИТЬСЯ НА УМНОЙ, БОГАТОЙ И КРАСИВОЙ - ЖЕНИСЬ ТРИ РАЗА !!!



Понравился сайт, жми


Статистика сайта
Яндекс.Метрика
Контакты
    Александра Александровна

Я в "Одноклассниках"

Я в "Контактах"


ICQ: 2-149-326

Сегодня: понедельник 26 июня 2017 г.
ADVERTISING